среда, 19 марта 2014 г.

Неделя двадцать восьмая. Марина Аромштам "Когда отдыхают ангелы"

Прочитав первую (для меня)  книгу Марины Аромштам ("Как дневник. Рассказы учительницы") не смогла удержаться от чтения и других ее произведений.


В этот раз - "Когда отдыхают ангелы". Книга, к которой хочется не раз возвращаться. Книга непростая. Книга о детях и учителях, о любви и ненависти, о "внутреннем стержне", о выборе, о взрослении - в общем, о многом, а главное - о том, что у каждого за плечами есть ангел, которому иногда нужно давать отдыхать... А еще это книга, о которой почему-то хочется думать, а не говорить - такое вот странное впечатление. Хотя нет, не совсем странное. Пожалуй, в контексте этой книги даже логичное: помните, как Марсём не смогла объяснить, почему повесила над своим столом портрет Корчака? Вот и у меня так: "Есть вещи, которые лучше не объяснять"...

Но кое-что все же напишу. То, что созвучно мне. 

Дети - не фарфоровые пупсики, сказала Марсём. Они люди. И, как люди, вызывают в нас самые разные чувства. Нам может быть с ними хорошо, а может быть - противно. Мы хотим, чтобы было интересно. В этом наша учительская корысть. Наш разумный эгоизм. Но вопросы профессионализма не связаны с любовью. Они ставятся по-другому: насколько наши теории губительны для нас самих?

Только напряженная внутренняя жизнь, считала Марсём, со временем превращает детей в писателей и художников, делает их нервами человечества.

И тогда я дала себе слово: когда у меня будут "новые" дети, я начну по-другому.Я вообще стану другим человеком. Не буду больше такой правильной и нагруженной ценностями. Я буду учиться вглядываться - чтобы угадывать нечто про внутреннюю жизнь. Возможно, им чего-то не хватает для этой жизни. Взрослого внимания. Ведь хорошее сочетание - "проникающее внимание"? Что-то вроде проникающего излучения, для которого телесное - не препятствие.

Это очень важно - узнать про ангелов. Но слова должны за что-то зацепиться. За что-то внутри. Иначе они скользнут мимо.  

Да, это, конечно, капля в море. Но, думаю, достаточно.

Пошла читать "Короля Матиуша Первого".

Картинка отсюда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий