четверг, 24 апреля 2014 г.

Неделя тридцать третья. Марина Аромштам "Жена декабриста"

18+

Ранее прочитанные книги Марины Аромштам: «Когда отдыхают ангелы» (отзыв) и «Как дневник. Рассказы учительницы»  (отзыв) - произвели на меня сильное впечатление. Поэтому ожидания перед чтением книги «Жена декабриста» были велики, но... Иногда появляется это «но»... Не могу сказать, что книга меня вовсе разочаровала, но и восторгов особых я не испытала. Но, пожалуй, по порядку.

Читая авторское послесловие, я понимала, что в какой-то момент уловила идею книги: «... я написала антисталинскую и антитоталитарную книжку. Я хотела показать, как насилие, учиненное над родителями наших родителей, его сокрушительные последствия настигают нас через три поколения. Как последствия эти вторгаются в святая святых, прямо вглубь человека, искажая то, что, казалось бы, совсем не имеет к нему отношения,  — нашу способность любить , а вместе с нею — всю жизнь». Однако этот замысел, как мне показалось, имеет не так много общего со своим воплощением. 

Конечно, можно говорить о женской судьбе, повторяющейся из поколения в поколение, о попытках сопротивляться этому повторению, о том, что как бы ты ни сопротивлялся, судьба возьмет свое. Но дело разве в сталинизме и тоталитаризме? Асе, героине книги, хочется изменить свою судьбу, пройти другой путь, не такой, как у ее мамы и бабушки. Желание понятное. Но подход к его осуществлению, мягко говоря, не умный. Бестолковые и сумбурные действия, которые приводят к тому, что выбирает героиня не того человека (вообще говоря, по ходу чтения книги мне не раз хотелось стукнуть или хорошенько встряхнуть Асю). Хотя, возможно, рождение у нее ребенка, мальчика, и есть тот самый способ выйти из замкнутого круга женских судеб. 

И как будто всего лишь фоном рассказывается о распространении запрещенной литературы, об идеологических беседах, эпизодом проносится история об однокласснике, вернувшемся в цинковом гробу из Афганистана, быстро забывается о том, что в школе нужно рисовать карандашами, потому что рисование красками идеологически вредно (и именно поэтому героиня не хочет возвращаться работать в школу, а становится «демонстратором узкопленочного кино», то есть попросту киномехаником)... И в общем-то понятно, почему так происходит: бОльшая часть повествования отдана на откуп любви. Любви, которую героиня поначалу никак не хочет замечать, любви, которую в какой-то момент предает, любви, развивающейся по всем законам жанра мелодраматического сериала...


Комментариев нет:

Отправить комментарий